Выключатель стоп сигнала москвич 2141
Выключатель стоп сигнала москвич 2141
Устройство и эксплуатация автомобиля Москвич, АЗЛК-2 141 , 21412
Наши дополнительные сервисы и сайты:
e-mail: | office@matrixplus.ru tender@matrixplus.ru |
icq: | 613603564 |
skype: | matrixplus2012 |
телефон | +79173107414 +79173107418 |
г. С аратов
Замена ламп в осветительных приборах
Для замены ламп головного света фар вывести выступы защитного колпака, закрывающего корпус фары со стороны моторного отсека, из зацепления с корпусом фары и, повернув колпак против часовой стрелки до упора, снять его. Снять колодку с соединительными проводами со. штекеров лампы, вывести из-под фиксирующего упора пружинную защелку держателя лампы и снять его, вынуть лампу из посадочного гнезда.
Заменять лампы головного света фар нужно осторожно, не касаясь пальцами стекла колбы, чтобы на нем не оставалось жировых следов. Если все же такие следы появились, их удалить тканью, смоченной спиртом. У галогенных ламп колба нагревается до высоких температур, а жировые следы приводят к ее потемнению и резкому снижению светового потока.
Для замены лампы габаритного света снять держатель с лампой, аккуратно нажав на колбу лампы, повернуть ее против часовой стрелки и вынуть из держателя.
Заменив лампу, установить держатель с лампой на место и зафиксировать его пружинной защелкой.
Передние указатели поворота типа 21.3726 (левый) и 211.3726 (правый) с оранжевыми рассеивателями укомплектованы лампами А12-21-3 (рис. 144).
Они примыкают к внешним сторонам головных фар и служат для оповещения водителей встречных автомобилей и пешеходов о предполагаемом маневре. Перегоревшие лампы в них заменяются со стороны мотоотсека. Для этого снять с тыльной части указателя защитный резиновый чехол, отсоединить штекерную колодку с проводами от патрона лампы, повернуть пластмассовый патрон лампы против часовой стрелки до упора, выведя при этом его выступы из зацепления с корпусом, и вынуть его из указателя.
Сборка узла после замены перегоревшей лампы производится в обратном порядке. Для информации водителей автомобилей, движущихся в соседних рядах и попутном направлении, о предполагаемом маневре на боковой поверхности передних крыльев установлены боковые указатели поворота типа 19.3726 с лампами А12-4. Для замены перегоревшей лампы в боковом указателе снять резиновый защитный кожух с корпуса патрона и отсоединить штекерные наконечники проводов от наконечников патрона, вынуть патрон в сборе с лампой из корпуса указателя, повернув его вокруг оси на 90°.
После замены лампы сборка узла производится в обратном порядке. Световая сигнализация и освещение дороги при движении задним ходом осуществляются с помощью комбинированного многосекционного заднего фонаря типа 31.ЗТ16/311.3716.
Рис. 143. Фара головного света: 1 — корпус; 2 — винт регулировки светового пучка и горизонтальной плоскости; 3 — отражатель; 4 защитный колпак; 5 — лампа головного света; 6 — соединительная колодка лампы; 7 — соединительная колодка жгута проводов; 8 — винт регулировки светового пучка в вертикальной плоскости; 9 — рассеиватель
Он включает в себя следующие секции (рис. 145): габаритного света с лампой А12-5; указателей поворота с лампой А12-21-3; сигнала торможения с лампой А12-21-3; света заднего хода с лампой А12-21-3; противотуманного света с лампой А12-21-3. Перегоревшие лампы в заднем фонаре заменяются со стороны багажного отделения. Для замены лампы в секции указателя поворотов снять крышку люка обивки брызговика, предварительно нажав на язычок фиксатора крышки, затем, отсоединив двухклеммовую колодку с соединительными проводами от штекерной колодки патрона, повернуть патрон против хода часовой стрелки до упора и вынуть из корпуса заднего фонаря. После замены перегоревшей лампы установить все детали в обратной последовательности.
При замене ламп в остальных секциях заднего фонаря отстегнуть пистоны и приподнять ковер, закрывающий панель задка и внутри багажного отделения, вынуть пластмассовую плату основания фонаря с лампами и проводами, отстегнув защелки корпуса.
Рис. 144. Передний указатель поворота: 1 корпус; 2- шпилька креплении; 3- соединительная] колодка жгута проводов; 4 рассеиватель
После замены перегоревших ламп произвести сборку в обратном порядке.
Номерной знак автомобиля освещается двумя фонарями типа 15.3717 с лампами АС12-5, установленными в нижнем торце задней двери. Для замены лампы извлечь фонарь из гнезда в торце двери, где он удерживался пружинными фиксаторами. Для этого ввести отвертку в паз между торцом двери задка и фланцем рассеивателя фонаря и потянуть фонарь на себя, после чего разъединить корпус и рассеиватель фонаря, соединенные с помощью защелок. После замены перегоревшей лампы собрать фонарь и установить на место, обеспечив надежную фиксацию в посадочном гнезде. Для освещения салона автомобиля используются два плафона типа 15.3714, установленные в гнездах формованного потолка (рис. 146). При открывании двери водителя плафоны включаются автоматически с помощью аыключателя ВК. 409. Предусмотрено также включение плафонов -с помощью выключателей, установленных непосредственно на самих плафонах.
Плафоны комплектуются лампами АС12-5, для замены которых необходимо аккуратно, по центру на боковой стороне плафона, вставить отвертку в паз на рассеивателе и слегка отжать плафон, преодолев сопротивление пружинного держателя, а затем снять его.
Рис. 145. Задний фонарь: 1- корпус фонаря; 2 — лампа противотуманного фонаря; 3 — шпилька крепления; 4-лампа фонаря света заднего хода; 5 — штекер подсоединения массового провода; 6 — соединительная колодка; 7 — лампа сигнала торможения; 8 — лампа фонаря габаритного света; 9- лампа указателя поворота; 10 — рассеиватель; 11-световозвращатель (катафот)
Рис. 148. Выключатель фонаря заднего хода 55.3710: 1 — приводной шток: 2 — уплотнительное кольцо: 3 — корпус выключателя; 4- мембрана; 5-вставка; 6 — изолирующий плунжер; 7-подвижный контакт; 8- пружина подвижного контакта; 9 — основание выключатели
После замены перегоревшей лампы установить плафон на место, предварительно заправив соединительные провода, и надежно зафиксировать его в посадочном гнезде. Подкапотное пространство освещается фонарем типа 11.3715 с лампой А12-5. Он включается автоматически при открывании капота с помощью выключателя 48.3710, установленного на кронштейне, приваренном в перегородке щита передка (рис. 147).
В вещевом ящике установлен плафон 15.3717-01, который включается автоматически с помощью микровыключателя 42.3709 при открывании крышки ящика.
Фонарь заднего хода включается автоматически при включении передачи заднего хода с помощью выключателя 55.3710, ввернутого в крышку коробки передач (рис. 148). Провода к выключателю подключаются с помощью соединительной колодки со штекерными наконечниками. В эксплуатации необходимо следить за надежной фиксацией на выключателе.
Рис. 149. Выключатель стоп-сигнала 15.3720: 1 — толкатель; 2 — штуцер; 3 — пружина толкателя; 4 — колпачок; 5 — штекерный контакт; 6 — подвижный контакт; 7 — пружина контакта; 8 — изолирующее основание
Рис. 150. Выключатель сигнального устройства ВК 424: 1 — плунжер; 2- замыкатель; 3-пружина; 4-корпус; 5 — шайба; 6 — держатель; 7 — контакт; 8 — штекер; 9 — заглушка
При нажатии на тормозную педаль автоматически включается стоп-сигнал в задних фонарях с помощью выключателя 15.3720, ввернутого в резьбовое отверстие усилителя кронштейна педалей тормоза и сцепления и зафиксированного контргайкой (рис. 149). Провода подсоединяются к выключателю с помощью штекерных наконечников с изолирующими колпачками; при этом полярность подсоединения проводов значения не имеет. Одна из контрольных ламп, входящих в состав комбинации приборов, информирует водителя о выходе из строя части раздельной тормозной системы или о включении ручного тормоза. Она включается либо выключателем ВК 424 (рис. 150), ввернутым в сигнальное устройство гидропривода тормозной системы, либо выключателем ВК 409 (рис. 151), установленным на кронштейне в приводе ручного тормоза. Провода к выключателям подключаются с помощью штекерных наконечников с изолирующими колпачками.
Все указанные выключатели ремонту не подлежат и при выходе из строя заменяются. В эксплуатации необходимо следить за надежным их креплением и подсоединением проводов.
Рис. 151. Выключатель контрольной лампы ручного тормоза ВК 409: 1 — контакт со штекером; 2 — изолятор контакта; 3 — корпус выключателя; 4 — пружина; 5 — направляющая штифта; 6 — штифт с кнопкой
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Общие сведения о тормозах Москвич 2141 с 1986 по 2001 год
Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
двигатель Москвич 2141 , характеристики Москвич 2141 , система охлаждения Москвич 2141 , система смазки Москвич 2141 , система питания Москвич 2141 , система управления Москвич 2141 , система впуска Москвич 2141 , система выпуска Москвич 2141 , электросхема Москвич 2141 , коробка передач Москвич 2141 , тормоза Москвич 2141 , кузов Москвич 2141 , подвеска Москвич 2141 , двигатель Москвич Святогор , характеристики Москвич Святогор , система охлаждения Москвич Святогор , система смазки Москвич Святогор , система питания Москвич Святогор , система управления Москвич Святогор , система впуска Москвич Святогор , система выпуска Москвич Святогор , электросхема Москвич Святогор , коробка передач Москвич Святогор , тормоза Москвич Святогор , кузов Москвич Святогор , подвеска Москвич Святогор
Общие сведения
Рисунок 7.1. Схема тормозного управления автомобиля:
- передние тормозные механизмы;
- шланг большого цилиндра;
- шланг малого цилиндра;
- промежуточный кронштейн шлангов на стойке;
- кронштейн крепления шлангов на кузове;
- главный тормозной цилиндр;
- вакуумный усилитель;
- педаль;
- выключатель стоп-сигнала;
- выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
- механизм привода стояночного тормоза;
- втулка переднего троса;
- передний трос;
- уравнитель;
- пружина;
- кронштейн крепления наконечников заднего троса на кузове;
- задний трос;
- промежуточная подвеска заднего троса;
- втулка;
- задний тормозной механизм;
- шланг заднего тормоза;
- лампа стоп-сигнала;
- тройник;
- регулятор давления задних тормозов;
- контрольная лампа;
- выключатель контрольной лампы;
- сигнальное устройство;
- передние тормозные механизмы.
Тормоза (тормозное управление) автомобиля содержат две независимые системы (см. рисунок 7.1):
- с гидравлическим приводом тормозных механизмов передних и задних колес;
- с тросовым приводом тормозных механизмов задних колес.
Гидравлический привод работает от тормозной педали и управляет двумя независимыми контурами: 1-й контур управляет большими цилиндрами дисковых тормозов передних колес; 2-й контур управляет малыми цилиндрами дисковых тормозов и колесными цилиндрами барабанных тормозов задних колес.
Для снижения необходимого для торможения автомобиля усилия на педали в гидравлический привод включен вакуумный усилитель. Для исключения заноса автомобиля во 2- й контур включен регулятор давления, уменьшающий давление в задних тормозах при уменьшении нагрузки на заднюю ось.
Для оповещения водителя о наличии негерметичности в одном из контуров в гидравлический привод включено сигнальное устройство, подающее световой сигнал водителю при возникновении различного давления в независимых контурах гидропривода.
Главный цилиндр и вакуумный усилитель
Рисунок 7.2. Главный цилиндр с вакуумным усилителем:
- толкатель поршня;
- регулировочный винт;
- упор поршня;
- запорное кольцо диафрагмы;
- возвратная пружина секторов;
- упорная скоба;
- шток усилителя;
- возвратная пружина поршня;
- регулировочный болт;
- обратный клапан;
- проставочные шайбы манжет;
- уплотнительное кольцо;
- крышка бачка;
- прокладка;
- бачок;
- соединительная втулка;
- упорный штифт;
- компенсационные отверстия;
- возвратные пружины поршня;
- поршень второй камеры;
- упорная шайба манжеты;
- главная манжета;
- клапан поршня;
- корпус цилиндра;
- разделительная манжета;
- возвратные пружины поршня;
- поршень первой камеры;
- компенсационные отверстия;
- упорная шайба поршня;
- наружные манжеты;
- стопорное кольцо;
- крышка корпуса усилителя;
- соединительное кольцо;
- диафрагма;
- основание корпуса;
- опорное кольцо диафрагмы;
- опорная тарелка диска;
- сектор;
- фиксирующая шайба секторов;
- центральный клапан;
- направляющее кольцо;
- уплотнительная манжета;
- стопорная шайба;
- корпус поршня;
- прижимная втулка опоры толкателя;
- воздушный фильтр;
- А) первая камера;
- Б) вторая камера.
Главный цилиндр гидравлического привода тормозов типа «тандем» имеет две отдельные камеры сжатия, соединенные с независимыми гидравлическими контурами. Первая камера (А) (см. рисунок 7.2) управляет большими цилиндрами передних дисковых тормозов, вторая (Б) – задними тормозами и малыми цилиндрами передних дисковых тормозов.
Главный цилиндр имеет бачок 15, внутренняя полость которого разделена перегородкой на два отсека. Каждый отсек питает одну из камер главного цилиндра.
Для исключения случаев повышения давления из-за температурного расширения жидкости в тормозных контурах каждая камера сообщается с питательным бачком через компенсационные отверстия 18 и 28.
При рабочем движении поршней компенсационные отверстия перекрываются рабочими кромками манжет, зоны сжатия разобщаются с питательным бачком, и начинается вытеснение тормозной жидкости.
Вакуумный усилитель установлен между механизмом педали и главным цилиндром тормоза. При торможении усилитель создает за счет разрежения во всасывающей трубе двигателя дополнительное усилие на штоке 7 (см. рисунок 7.2) поршня главного цилиндра, пропорциональное усилию от педали.
Корпус вакуумного усилителя, состоящий из основания 35 и крышки 32, соединенных между собой соединительным кольцом 33, разделен на две камеры поршнем диафрагменного типа, состоящим из стальных секторов 38, уплотненных резиновой диафрагмой 34. На крышке корпуса установлен обратный клапан 10, соединяющий полость под крышкой со шлангом, идущим к всасывающей трубе двигателя, и препятствующий попаданию бензиновой смеси в вакуумный усилитель. Обратный клапан удерживает разряжение в усилителе при падении разрежения во всасывающей трубе двигателя.
В передней камере, снабженной обратным клапаном, поддерживается постоянное разрежение. Степень разрежения в задней камере регулируется клапанным механизмом, управляемым секторами. Клапанный механизм состоит из кольцевых выступов на торце корпуса поршня 44 и центрального резинового клапана 39. Секторы 38 под действием усилий со стороны корпуса поршня и под действием давления воздуха на диафрагму со стороны второй камеры поворачиваются вокруг опорной тарелки 37, воздействуя на центральный клапан. Опорная тарелка воспринимает усилие корпуса поршня и через шток 7 передает его на поршень 27 первой камеры.
Взаимное положение деталей клапанного механизма определяется положением регулировочного винта 2, при помощи которого регулируется момент перекрытия каналов, соединяющих обе камеры.
Гарантированный зазор между штоком 7 и поршнем 27 главного цилиндра устанавливается регулировочным болтом 9, завинчивание которого увеличивает зазор.
Тормозные механизмы передних колес
Рисунок 7.3. Тормозной механизм переднего колеса:
- палец;
- тормозные колодки;
- пружина;
- рама;
- тормозные колодки;
- суппорт;
- фиксатор пальцев;
- клапаны выпуска воздуха;
- клапаны выпуска воздуха;
- корпус;
- гибкий шланг;
- кронштейн крепления шлангов;
- пластина.
Диски тормозных механизмов прикреплены к ступицам передних колес и охватываются скобой, смонтированной на телескопической стойки передней подвески.
Скоба состоит из чугунного суппорта 6 (см. рисунок 7.3), рамы 4 и алюминиевого корпуса 10 цилиндров. В корпусе цилиндров установлены параллельны друг другу два стальных, хромированных поршня разных диаметров. Для зашиты от грязи внутренних полостей цилиндров на шейках поршней и на торцах цилиндров установлены резиновые грязезащитные чехлы.
В проточках на внутренних поверхностях цилиндров установлены уплотнительные кольца, за счет упругости которых поддерживаются необходимые зазоры между тормозными колодками и рабочими поверхностями тормозного диска.
Рама с вставленным в нее корпусом цилиндров установлена на суппорте и имеет возможность перемещаться в направлении, перпендикулярном рабочим поверхностям диска. Пружина 3 прижимает раму к опорным поверхностям суппорта, на которые рама опирается пальцами 1.
Колодки тормоза изготовлены из фрикционного материала, формованного на стальных опорных пластинах. Они фиксируются в радиальном направлении двумя пальцами 1.
Для защиты рабочих поверхностей диска на дисковом тормозе установлен щит, препятствующий попаданию грязи и влаги и в то же время не препятствующий достаточному охлаждению диска.
Тормозные механизмы задних колес
Рисунок 7.4. Тормозной механизм заднего колеса:
- барабан;
- рабочий цилиндр;
- прокладка;
- клапан выпуска воздуха;
- колпачок;
- гибкий шланг;
- тормозная колодка;
- щит;
- стяжная пружина;
- передний наконечник распорной планки;
- рабочий цилиндр;
- задний наконечник распорной планки;
- гайка;
- палец;
- запорная скоба;
- разжимной рычаг;
- болт крепления щита;
- пружина;
- трос;
- стяжная пружина;
- прижимная пружина;
- опора;
- фиксатор колеса;
- колпак ступицы;
- гайка;
- подшипник;
- ступица;
- болт крепления колеса;
- болт крепления рабочего цилиндра.
Тормозные механизмы задних колес — барабанные, с самоустанавливающимися колодками (плавающего типа). Тормозные колодки 7 (см. рисунок 7.4) приводятся в действие поршнями рабочего (колесного) цилиндра 2. В цилиндры вставлены (с натягом) стальные пружинные разрезные кольца, соединенные с поршнями с возможностью ограниченного осевого перемещения поршней (см. рисунок 7.16).
Соединение колен и поршней выполняет роль автоматического устройства, поддерживающего постоянный зазор между фрикционной накладкой и зеркалом барабана при расторможенном состоянии тормозного механизма.
Тормозные барабаны 2 (см. рисунок 7.5) — литые из алюминиевого сплава, с залитой чугунной гильзой.
Рисунок 7.5. Тормозной барабан:
- фиксатор колеса;
- барабан;
- А) отверстия для снятия барабана.
Рисунок 7.6. Сигнальное устройство:
- штуцер трубки от 1-й камеры главного цилиндра;
- шарик;
- длинный поршень;
- уплотнительное кольцо;
- уплотнительные шайбы;
- штуцер трубки привода задних тормозов (см. рисунок 7.1);
- корпус;
- выключатель контрольной лампы;
- короткий поршень;
- уплотнительные шайбы.
Для предупреждения водителя о повреждении одного из контуров тормозной системы в ней установлено сигнальное устройство. Состоит из корпуса 7 (см. рисунок 7.6) с двумя поршнями 3 и 9, разделяющими корпус на две изолированные камеры. Каждая камера соединена с одним контуром. Повреждение одного из контуров приводит к падению давления в одной из камер, что нарушает равновесие поршней, которые, перемещаясь, замыкают контакты электрического выключателя 8 контрольной лампы на панели приборов.
Регулятор давления в гидроприводе задних тормозов
Рисунок 7.7. Детали регулятора давления:
- болт крепления регулятора;
- пружинные шайбы;
- пружина;
- пружинные шайбы;
- шайбы;
- управляющий конус;
- уплотнительные кольца;
- прижимная пружина шарика;
- шарик;
- гильза;
- волнистая шайба;
- уплотнительные кольца;
- поршень;
- возвратная пружина;
- распорная втулка;
- манжета;
- уплотнительные кольца;
- втулка;
- чехол;
- гайка;
- пружинные шайбы;
- резиновые втулки;
- стойка;
- шайбы;
- ось стойки;
- нагрузочный стержень;
- скоба;
- регулировочный болт;
- контргайка;
- болт;
- нажимной рычаг;
- штифт;
- ось;
- кронштейн;
- корпус.
Регулятор корректирует при торможении давление тормозной жидкости в задних тормозных механизмах, исключая возможность опережения блокировки задних колес. Это достигается уменьшением давления в задних тормозах по отношению к давлению в передних пропорционально динамической нагрузке на задний мост.
Регулятор закреплен на днище кузова и при помощи нагрузочного стержня 26 (см рисунок 7.7) реагирует на нагрузку, воспринимаемую задним мостом. В корпусе 35 регулятора установлена гильза 10, на которой смонтирован шариковый клапан. Уплотнительное кольцо 12 разделяет корпус регулятора на две полости, одна из которых соединена с задними тормозами, другая трубопроводами связана с главным цилиндром. На поршне установлен управляющий конус 6, который приподнимает или опускает шарик клапана при перемещении поршня, соединяя или разъединяя полости.
При торможении поршень под действием нагрузочной пружины, а также под действием давления тормозной жидкости со стороны различных полостей корректирует давление в цепи задних тормозных механизмов, открывая или закрывая шариковый клапан.
Привод стояночной тормозной системы
Рисунок 7.8. Детали привода стояночного тормоза:
- кнопка;
- пружина;
- рукоятка;
- механизм стояночного тормоза;
- тяга;
- ось;
- собачка;
- кронштейн выключателя контрольной лампы;
- выключатель контрольной лампы;
- гайки;
- шплинты;
- палец;
- передний трос;
- вкладыш;
- шплинты;
- уравнитель;
- втулка;
- гайки;
- пружина;
- скоба;
- разрезная шайба;
- защитная втулка;
- гайки;
- скоба промежуточного кронштейна;
- болт;
- задний трос.
Механический, действует на тормозные колодки 7 (см. рисунок 7.4) задних колес. Механизм ручного привода тормоза помещен внутри кузова на тоннели пола. Рычаг посредством переднего троса 13 (см. рисунок 7.8) соединен с уравнителем 16. Через уравнитель посредством троса 26 осуществляется связь с разжимными рычагами 16 (см. рисунок 7.4), воздействующими на тормозные колодки 7 задних тормозов.
Выключатель стоп сигнала москвич 2141
Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» модели 21412 Святогор
Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» модели 21412: 1 — лампы противотуманные в задних фонарях (2 шт.); 2 — выключатель противотуманных ламп в задних фонарях; 3 — фары головные (2 шт.); 4 — предохранители 8 А (10 шт.); 5 — предохранители 16 А (3 шт.); 6 — предохранитель радиоприемника; 7 — контрольная лампа включения дальнего света фар; 8 — реле включения дальнего света фар; 9 — реле включения ближнего света фар; 10 — подрулевой переключатель дальнего и ближнего света фар; 11 — выключатель света фар; 12 — выключатель габаритного освещения; 13 — лампа подкапотная; 14 — выключатель подкапотной лампы; 15 — лампа подсветки рычагов отопителя; 16 — лампы подсветки шкал и приборов в комбинации приборов (5 шт.); 17- контрольная лампа включения габаритного освещения; 18 — лампы габаритного освещения в задних фонарях (2 шт.); 19 — плафоны освещения заднего номерного знака (2 шт.); 20 — плафон освещения багажного отделения; 21 — лампы габаритного освещения в головных фарах (2 шт.); 22 — прикуриватель; 23 — выключатель освещения в вещевом ящике; 24 — лампа освещения вещевого ящика; 25 — выключатель противотуманных фар; 26 — реле включения противотуманных фар; 27 — фары противотуманные (2 шт.); 28 — лампы сигнала торможения (стоп-сигнала) в задних фонарях (2 шт.); 29 — выключатель сигналов торможения; 30 — плафоны освещения салона (2 шт.); 31 — выключатели освещения салона на стойках передних дверей (2 шт.); 32 — часы электронно-стрелочные; 33 — розетка переносной лампы; 34 — обогревательный элемент стекла двери задка; 35 — реле включения обогревателя стекла двери задка; 36 — выключатель обогревателя стекла двери задка; 37 — антенна; 38 — радиоприемник; 39 — громкоговорители (динамики, 2 шт.); 40 — выключатель (замок) зажигания; 41 — звуковой сигнал; 42 — выключатель звукового сигнала; 43 — реле включения звукового сигнала; 44 — вентилятор радиатора; 45 — реле включения вентилятора радиатора; 46 — выключатель вентилятора радиатора; 47 — выключатель вентилятора отопителя; 48 — резисторы вентилятора отопителя (2 шт.); 49 — вентилятор отопителя; 50 — насос омывателя ветрового стекла; 51 — реле стеклоочистителя; 52 — стеклоочиститель; 53 — подрулевой переключатель стеклоочистителя и омывателя; 54 — лампы левого борта указателей поворота (3 шт.); 55 — лампы правого борта указателей поворота (3 шт.); 56 — подрулевой переключатель указателей поворота; 57 — реле включения указателей поворота; 58 — выключатель аварийной сигнализации; 59 — стартер; 60 — аккумуляторная батарея; 61 — генератор (модели 58.3701, 24.3771, 24.3771-10); 62 — блок управления ЭПХХ; 63 — выключатель ЭПХХ на карбюраторе; 64 — электромагнитный клапан ЭПХХ; 65 — катушка зажигания; 66 — прерыватель-распределитель; 67 — свечи зажигания (4 шт.); 68 — лампы заднего хода в задних фонарях (2 шт.); 69 — выключатель ламп заднего хода; 70 — контрольная лампа аварийного состояния тормозной системы; 71 — выключатель лампы 70; 72 — выключатель ручного тормоза; 73 — тахометр; 74 — указатель температуры охлаждающей жидкости; 75 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 76 — указатель уровня топлива; 77 — датчик уровня топлива; 78 — успокоитель; 79 — контрольная лампа резерва топлива; 80 — контрольная лампа давления масла; 81 — датчик давления масла; 82 — указатель напряжения бортовой сети; 83 — контрольная лампа указателей поворота; 84 — контрольная лампа положения воздушной заслонки; 85 — выключатель положения воздушной заслонки.
Схема электрооборудования автомобиля «Москвич» модели 21412 (двигатели УЗАМ-331, -3317): 1 — лампа левого бокового повторителя указателя поворота А12-4-1 (T4W); 2 — лампа указателя поворота в левой фаре А12-21-3; 3 — лампа габаритного света в левой фаре А12-4-1 (T4W); 4 — лампа ближнего и дальнего света левой фары АКГ 12-60+55-1 (Н4); 5 — лампы противотуманных фар АКГ 12-55-1 (ИЗ); 6 — звуковой сигнал С309; 7 — лампа ближнего и дальнего света правой фары АКГ 12-60+55-1 (Н4); 8 — лампа габаритного света в правой фаре А12-4-1 (T4W); 9 — лампа указателя поворота в правой фаре А12-4-1 (T4W); 10 — лампа правого повторителя указателя поворота А12-4-1 (T4W); 11 — аккумуляторная батарея 6СТ-55; 6СТ-55АЗ; 12 — штепсельная розетка; 13 — блок управления ЭПХХ 50.3761 (УЗАМ); 253761 (ВАЗ); 14 — катушка зажигания Б117-А (ВАЗ); Б115-В (УЗАМ); 15 — распределитель зажигания 47.3706 (УЗАМ); 30.3706 (ВАЗ); 16 — выключатель подкапотной лампы 48.3710; 17 — подкапотная лампа А12-10; 18 — стеклоочиститель 31.5205 (привод), 17.3730 (электродвигатель); 19 — электродвигатель омывателя ветрового стекла; 20 — датчик аварийного давления масла ММ111Б (УЗАМ); ММ120 (ВАЗ); 21 — свечи зажигания А20Д1, А20Д2 (УЗАМ); А17ДВ (ВАЗ); 22 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ТМ100А; 23 — генератор 421.3708 (УЗАМ); Г-222, 37.3701 (ВАЗ); 24 — электромагнитный клапан 28.3741 (УЗАМ); 1902.3741 (ВАЗ); 25 — датчик-винт (УЗАМ); 26 — стартер 421.3708 (УЗАМ); СТ-221, 35.3708 (ВАЗ); 27 — выключатель сигнальной лампы гидропривода рабочих тормозов ВК424; 28 — выключатель света заднего хода 55.3710; 29 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя МЭ272; 30 — датчик включения электродвигателя электровентилятора ТМ108; 31 — монтажный блок предохранителей и реле; 32 — электродвигатель отопителя 51.3730; 33 — резистор электродвигателя отопителя 17.3729; 34 — переключатель отопителя; 35 — микропереключатель лампы освещения вещевого ящика; 36 — плафон освещения вещевого ящика АС12-5-1; 37 — прикуриватель 11.3725; 38 — выключатель противотуманных фар; 39 — выключатель противотуманных фонарей; 40 — выключатель обогрева стекла 5-й двери; 41 — выключатель света фар; 42 — выключатель наружного освещения; 43 — выключатель аварийной сигнализации; 44 — антенна; 45 — громкоговорители; 46 — радиоприемник; 47 — выключатель зажигания KZ813; 48 — выключатель контрольной лампы включения стояночной тормозной системы ВК409; 49 — комбинация приборов; 50 — подрулевой переключатель стеклоочистителей, световой сигнализации, указателей поворотов 681.3709; 51 — выключатель звукового сигнала; 52 — лампа световода рычагов управления отопителем; 53 — выключатель сигнала торможения 15.3720; 54 — дверной выключатель плафонов ВК409; 55 — датчик указателя уровня топлива 11.3827; 56 — плафоны освещения салона АС12-5-1; 57 — нагревательный элемент в стекле двери задка; 58 — плафон освещения багажного отделения АС12-5-1; 59 — лампа указателя поворота в правом заднем фонаре А12-21-3; 60 — лампа габаритного света в правом заднем фонаре А12-21-3; 61 — лампа сигнала торможения в правом заднем фонаре А12-21-3; 62 — лампа света заднего хода в правом заднем фонаре А12-21-3; 63 — лампа противотуманного фонаря в правом заднем фонаре А12-21-3; 64 — лампа освещения номерного знака АС12-5-1; 65 — лампа противотуманного фонаря в левом заднем фонаре А12-21-3; 66 — лампа света заднего хода в левом заднем фонаре А12-21-3; 67 — лампа сигнала торможения в левом заднем фонаре А12-21-3; 68 — лампа габаритного света в левом заднем фонаре А12-21-3; 69 — лампа указателя поворота в левом заднем фонаре А12-21-3; 70 — выключатель сигнальной лампы закрытия воздушной заслонки карбюратора; 71 — микропереключатель.
Электрическая схема системы управления двигателем F3R 272 автомобилей «Святогор» модели 21414: А1 — электронный блок управления двигателем Siemens, идентификационный № 7700107796; А2 — фрагмент штатного блока реле и предохранителей автомобиля; АЗ — фрагмент измененной комбинации приборов автомобиля; В1 — датчик детонации; В2 — датчик температуры охлаждающей жидкости для системы впрыска; ВЗ — датчик абсолютного давления воздуха на впуске; В4 — датчик положения дроссельной заслонки; В5 — датчик температуры воздуха на впуске; В6 — датчик положения коленчатого вала; В7 — датчик положения распределительного вала; В8 — датчик скорости автомобиля; В9 — датчик кислорода (лямбда-зонд); В10 — датчик температуры охлаждающей жидкости для указателя и индикатора перегрева в комбинации приборов; F — предохранители (Fv — системы впрыска на 30 A, F2, F5 — штатные на 8 A); G1 — аккумуляторная батарея; G2 — генератор; Н1 — лампа аварийного давления масла; Н2 — лампа перегрева двигателя; НЗ — лампа «CHECK ENGINE»; Н4 — лампа неисправности генератора; К1 — реле топливного насоса и системы впрыска; М1 — стартер; M2 — топливный насос; Р1 — вольтметр; Р2 — указатель температуры охлаждающей жидкости; РЗ — тахометр; R1, R2 — штатные резисторы блока реле и предохранителей; S1 — датчик аварийного давления масла; S2 — фрагмент выключателя зажигания; Т1, Т2 — катушки зажигания; Х1 — разъем для подключения клапана продувки адсорбера в системе улавливания паров топлива; Х2 — разъем для подключения кондиционера; ХЗ — диагностический разъем; Х4 — силовой разъем шины питания; Х5 — разъем моторного жгута; Х6 — промежуточный разъем жгута топливного насоса; Y1-Y4 — форсунки; Y5 — регулятор холостого хода; Z — фильтр подавления радиопомех.
Почему не горят стоп-сигналы?
Световая индикация торможения – один из важнейших сигналов, обозначающих действий водителя. А поэтому откладывать ремонт, если не горят стоп-сигналы, нельзя ни в коем случае. Если вы заметили неисправность в пути и у вас нет возможности устранить причину поломки, включите аварийную сигнализацию и двигайтесь на небольшой скорости до ближайшего СТО или подходящего для ремонта своими руками места.
Принцип поиска
Для поиска неисправности в какой бы то ни было системе бортовой сети автомобиля следует применять метод последовательного исключения элементов. Суть в том, чтобы последовательно проверять электроприборы и участки цепи, исключая элементы из перечня причин, которые могли спровоцировать поломку. Для этого необходимо четко понимать устройство и принцип работы системы. При поиске неисправности двигаться необходимо от узлов, проверка которых требует меньше всего усилий, к самым сложным в диагностике элементам.
Электрическая схема
Сразу делаем акцент на том, что распиновка разъемов и цветовая маркировка проводов могут отличаться не только у разных моделей одного автопроизводителя, но и у одной модели разных годов выпуска. Перед началом поиска причины поломки вам необходимо найти электрическую схему конкретно для вашей модели автомобиля.
Рассматривать принцип работы стоп-сигналов и алгоритм поиска неисправности будем на примере схемы ВАЗ 2101-2102. На фото представлена общая схема освещения и световой сигнализации автомобиля. Нам необходимо выделить компоненты, участвующие в работе стоп-сигналов.
- 6 – монтажный блок предохранителей;
- 13 – концевик включения стоп-сигналов. Представляет собой нефиксируемую кнопку (возвращается в исходное положение после снятия усилия). Располагается непосредственно у педали тормоза. Когда педаль тормоза отпущена – контакты концевика разомкнуты, ток через него не проходит. Соответственно, при нажатии контакты замыкаются, обеспечивая протекание через лампы;
- 19 – лампы, загорающиеся при нажатии на педаль тормоза.
Схемы монтажного блока мы не имеем, но предварительно знаем, что тормозные огни работают только при включенном зажигании. От монтажного блока к концевику стоп-сигналов идет провод, на котором после включения зажигания постоянный +. Как только контакты концевика замыкаются, + идет к лампочкам стоп-сигналов, которые соединены параллельно. «Масса» у задних фонарей общая и представляет собой провод, прикрученный к кузову автомобиля.
В представленной нами схеме элементы изображены максимально приближено к тому, как они выглядят в реальности. Не стоит пугаться, если к своему авто вы найдете только принципиальную схему с условными изображениями элементов. Принципиальная схема внешнего освещения для ВАЗ 2114, 2115:
- 3 – монтажный блок;
- 8 – лампы габаритного света и стоп-сигналов;
- 11 – концевик тормозных огней;
- К4 – реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритных огней.
Локализация неисправности
Понимание принципа работы позволяет определить, почему именно могут не гореть стоп-сигналы:
перегорел предохранитель. На схеме предохранители маркируются буквой F (от англ. – Fuse) и порядковым номером посадочного места в блоке предохранителей, к примеру, F3;
- плохой контакт в местах разъемов;
- перегорели лампочки, но поскольку фонари подключены параллельно, вероятность того, что перегорят сразу 2 лампы – крайне невелика;
- плохой контакт на минусовом выводе фонарей. В таком случае проблемы могут начаться не только со стопами, но и с загоранием остальных ламп в фонарях;
- повреждение минусовой дорожки в плате плафона. От общей массы непосредственно к лампе стоп-сигнала «минус» идет по специальной дорожке на плате. Дорожка может разрушиться от попадания воды либо механического воздействия;
- неисправность концевика стоп-сигналов, так называемой лягушки;
- обрыв проводки, окисление контактов.
Алгоритм поиска неисправности
Для обнаружения неисправности в электросети вам потребуется мультиметр либо контролька, которую можно изготовить своими руками. Ранее мы рассказывали, как пользоваться мультиметром, поэтому заострять внимание на этом не будем.
Последовательность поиска причины поломки:
- проверьте предохранитель, отвечающий за цепь стоп-сигналов. Схему расположения плавких вставок можно найти в руководстве по ремонту и эксплуатации к вашему авто; часто условное обозначение защищаемых цепей располагается на обратной стороне крышки, закрывающей монтажный блок предохранителей. Если установленный предохранитель нужного номинала сразу же перегорел, в цепи присутствует короткое замыкание (КЗ). Учтите, что предохранитель может защищать не только стопы, но и другие цепи. Установка предохранителя увеличенного номинала чревата риском возгорания автомобиля;
- при обнаружении окислений на клеммах зачистите контакты механически либо используйте аэрозольный очиститель контактов.
- включив предварительно зажигание и зафиксировав педаль тормоза в нажатом состоянии, проверьте, есть ли питание на плюсовом проводе, который идет от концевика к разъему задних фонарей. Если питание есть – неисправность в самих фонарях;
- проверьте, приходит ли на концевик «плюс» от монтажного блока. Если + приходит, но при нажатии педали тормоза не появляется на втором выводе концевика, значит, проблема в «лягушке»;
- при отсутствии + на выводе концевика исследуйте цепь до монтажного блока. Если провод цел и надежно закреплен в разъемах, значит, проблема в монтажном блоке.
Если, к примеру, на обоих выводах концевика при нажатии на педаль тормоза есть +, но он не приход к разъему фонарей, значит, необходимо искать место обрыва проводки. Проверить имеющуюся «лягушку» можно мультиметром. Имитируйте состояние нажатой педали тормоза, приставьте к выводам щупы, включив мультиметр в режим измерения сопротивления. Если между выводами отсутствует сопротивление – концевик неисправен. Если для диагностики вы демонтировали концевик педали тормоза, при монтаже правильно отрегулируйте его положение. Лампочки стоп-сигналов должны загораться при малейшем касании педали тормоза.
Рассмотренный нами принцип поиска подойдет для большинства автомобилей. Но, к примеру, в некоторых авто в работе стоп-сигналов участвует еще и реле, из-за которого также могут не гореть стопы. Именно поэтому начинать всегда необходимо с чтения электросхемы.