Ufass.ru

Стройка и ремонт
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Ремонт спирального провода клаксона и подушки безопасности

Ремонт спирального провода клаксона и подушки безопасности.

И снова здравствуйте!
Не люблю разводить шумиху по всяким мелочам, поэтому крайне редко пользуюсь клаксоном в автомобиле. Даже ПДД предписывают использовать звуковой сигнал только для предотвращения дорожно-транспортного происшествия (пункт 19.10). Скажем так, за полгода владения машиной я нажимал кнопку на руле всего два раза. Первый раз – во время осмотра автомобиля перед покупкой (левая кнопка работала, правая – нет), второй раз – пару дней назад, для предотвращения аварийной ситуации (меня хотел раздавить грузовичок, сдавая назад). Надавив на клавишу с нарисованной дудкой я услышал… тишину. Печально. Эксплуатация транспортного средства с неисправным звуковым сигналом запрещена ПДД, поэтому с ремонтом данной неисправности я тянуть не стал.

Первым делом проверяю предохранитель. Казалось бы, пустяковое занятие, но какой предохранитель отвечает за клаксон, с первого раза понять сложно. Судя по внешнему виду и "Мурзилке" – у меня салонный блок предохранителей "типа 3". На картинке "Легионовского мануала" нумерация предохранителей просто ужасна:

Разгадав ребус, проверяю предохранитель № 35. Он отвечает за комбинированный переключатель, реле звукового сигнала и выключатель аварийной сигнализации. Любопытно, но судя по картинке, выключателей аварийной сигнализации, часов, спидометров и комбинированных переключателей в машине несколько (см. предохранители №№ 33, 34, 35, 37, 40, 42, 46). Надо будет разобраться с этой котовасией.
Конечно же, дело не в предохранителе, но начинать всегда нужно с самого простого.
На всякий случай проверяю работоспособность самого клаксона: отсоединяю две клеммы с "дуделки". Верхняя клемма с черным проводом – "минус" (масса), нижняя клемма – "плюс" (провод белый с голубой полоской и коричневыми кольцами).
Аккумулятором от шуруповерта подаю питание 12V на клаксон. Слышу невразумительное мычание – прибор исправен.
Э-эх, началось в колхозе утро – достаю мультиметр и начинаю операцию по проверке целостности электрической цепи звукового сигнала.
Снимаю клеммы с аккумулятора автомобиля. Курю электрическую схему из "Мурзилки":

Нахожу реле звукового сигнала. Извлекаю его из разъема (на схеме разъем G37) и прозваниваю провод от разъема до клеммы "плюс" клаксона. Далее проверяю целостность черного провода "масса" клаксона. Эти провода в порядке.
Следующий провод – от разъема реле G37 до разъема G26. Цвет провода – голубой с красной полоской и серебристыми колечками. Разъем G26 расположен под рулевой колонкой.

От разъема G26 провод звукового сигнала идет в рулевую колонку, к катушке спирального провода и далее к кнопкам клаксона на руле. Цвет провода – темно-зеленый со светло-зеленой полосой и красными колечками. У меня присутствует подушка безопасности, поэтому вместе с проводом звукового сигнала, к катушке спирального провода подходят еще два проводочка подушки безопасности. Все три провода обёрнуты желтой "гофрой".
Чтобы прозвонить цепь от разъема G26 до кнопки звукового сигнала необходимо снять подушку безопасности на рулевом колесе.
Внимание! Прежде чем приступать к снятию подушки безопасности необходимо отсоединить минусовую клемму от аккумулятора автомобиля и выждать не менее 90 секунд.

Для снятия подушки нужна головка "звездочка" Т-30 и крестовая отвертка. Винт, который спрятан под пластиковым лючком с левой стороны рулевой колонки, выкручиваю вместе с пластиковым фиксатором. Правый винт выкручиваю, но из фиксатора не извлекаю.

Аккуратно вынимаю пластиковый блок с подушкой безопасности. Теперь можно проверить целостность цепи от разъема G26 до кнопок звукового сигнала. Заодно желательно вынуть кнопки чтобы почистить контакты.

На моем жгуте проводов присутствует зеленая изолента – это явный признак того, что после японцев тут были русские. Надеюсь, русские пытались починить правую кнопку звукового сигнала, а не залезали сюда для замены подушки безопасности…
Итак, прозваниваю цепь от разъема G26 до кнопки звукового сигнала. Контакта нет, вероятнее всего произошел разрыв спирального провода. Печалька…

Читайте так же:
Дугогасительная камера для выключателя у 110

Чтобы добраться до катушки спирального провода необходимо снять руль и пластиковую отделку рулевой колонки.
Расцепляю разъем подушки безопасности и разъем звукового сигнала. Откладываю пластиковый блок с подушкой безопасности в сторонку, дабы не мешался.
Мне вспоминается операция снятия руля на автомобиле УАЗ "Хантер" – это целая эпопея с бубном и какой-то матерью… А вот на Джимнике – это пятиминутная процедура. Хитропопые японцы предусмотрели два резьбовых отверстия для съемника рулевого колеса. Поскольку специального съемника у меня нет, изобретаю инструмент из того, что есть в гараже. В закромах Родины нахожу вот такую деталющку от УАЗа (фото №10) и два болта М8. Приспособление готово!
Внимание! Перед тем, как снять руль, необходимо выставить рулевое колесо в положение прямолинейного движения автомобиля.
Тонким маркером отмечаю взаимное расположение центральной гайки, рулевого вала и металлического каркаса руля. Откручиваю гайку. Наношу продолжение меток на рулевой вал (на проточку между шлицевой и резьбовой частями). Лучше сделать две метки с разных сторон вала.
Устанавливаю "колхозный" съемник. Поочередно подтягивая болты, снимаю руль.

Забыл сфотографировать съемник на руле. Пришлось исправлять ситуацию, накинул разобранный руль на законное место (на фото отсутствует пластиковый короб тыльной стороны рулевого колеса).

Откручиваю четыре винта крепления катушки спирального провода и снимаю её с рулевого вала. Вращать вправо-влево подвижную часть катушки и ставить метки (см. инструкцию на фото №5) не надо – эти действия необходимо производить только при монтаже. Кстати, метки "нулевого положения" на обеих частях катушки нанесены еще при изготовлении.
Открываю катушку и вижу вот такую бороду:

Спиральный провод "зажеван". Такое безобразие могло произойти из-за неправильного монтажа. Скорее всего русский горе-мастер, который разбирал до меня этот узел, инструкции не читает. Это старая русская традиция – сначала разобрать и сломать, а уже после этого читать инструкцию.
Срочно лезу в интернеты в поисках каталожного номера и цены спирального провода. По коду AM81AHRI25008, написанному на корпусе катушки, ничего найти не получается.

В оригинальном каталоге запчастей катушка спирального провода входит в подрулевой переключатель, который продается целиком за очень негуманный ценник.
Для меня выход из данной ситуации пока только один – попытаться восстановить работоспособность провода методом пайки.
Забираю провод домой, где в спокойной обстановке можно будет заняться ювелирной пайкой.
Общая длина спирального провода примерно 2 метра. Провод уложен в катушку, состоящую из двух, взаимовращающихся половинок с разъемами. На концах спирального провода имеются вилки, которые вставляются в разъемы половинок катушки. Длина провода позволяет сделать не менее пяти оборотов одной части катушки относительно другой.
Приблизительно 33 см моего провода зажёвано настолько, что восстановлению не подлежит. Я насчитал три перелома провода. Деваться некуда – провожу ампутацию поврежденных участков. Концы уцелевшего провода аккуратно зачищаю от изоляции. Удаляю остатки провода с контактных площадок обеих вилок. С помощью специально обученного паяльника произвожу пайку.

Длины восстановленного провода хватает на 4,5 оборота. Экспериментальным путем я выяснил, что руль моей машины поворачивается на 2 и 1/5 оборота влево и столько же вправо. Теоретически, восстановленного провода должно хватить.

Возвращаюсь в машину.
Делаю примерку катушки спирального провода. На рулевом валу присутствует некая втулка, имеющая два паза и два выступа в виде штифтов. Пазы служат для однозначной ориентации и установки катушки спирального провода, а штифты – для однозначной ориентации рулевого колеса.

Не работает звуковой сигнал ВАЗ

Неработающий звуковой сигнал на автомобиле – очень опасная неисправность. Самое неприятное, что узнают об этой поломке как раз тогда, когда сигнал нужен больше всего – в опасной ситуации на дороге. Из-за чего может отказать сигнал?

Читайте так же:
Автоматические выключатели с драгметаллами

Существует несколько причин, по которым звуковой сигнал может перестать работать. Почти все они электрические и подразумевают простое отсутствие контакта там, где он должен быть. Пройдемся по всем:

Сгорел предохранитель звукового сигнала

Самая первая и легкая проверка, которую можно выполнить при неработающем звуковом сигнале – целостность предохранителя. Если он оказался сгоревшим, значит в машине возможно наличие короткого замыкания. Попробуйте вставить целый предохранитель, соответствующий номиналу (Как выбрать предохранитель. Цвета и номиналы). Если он так же сгорит, значит, короткое замыкание реально присутствует. Если нет, то возможно предохранитель просто исчерпал свой ресурс и стоит обратить внимание на другие причины.

Не работает кнопка звукового сигнала

Сигнал в большинстве автомобилей включается кнопкой в центре руля. Встречаются вариации с кнопкой в подрулевом выключателе или определенным положением этого самого выключателя, но это редкость.

Внутри рулевого колеса на самом деле присутствует целая куча мест, где может пропасть контакт приведя к отказу «бибикалки». Чтобы понять, где именно они могут располагаться, нужно понять, как вообще включается звуковой сигнал в машине. Посмотрим схему.

Схема подключения звукового сигнала в автомобиле

Схема подключения звукового сигнала через реле

Данная схема подразумевает наличие реле включения сигнала. Такое реле есть на всех современных автомобилях. На отдельной категории автомобилей (например, вазовской классике), реле нет. В этом случае сигнал подключается непосредственно через кнопку на руле.

Из схемы видно, что существуют две электрические цепи: управляющая и силовая. Силовая цепь питает сигнал и не приходит в салон автомобиля, управляющая, наоборот, приходит на руль. При нажатии кнопки сигнала, управляющие контакты реле замыкаются, подключают силовую цепь и сигнал включается. Что такое реле, управляющие и силовые контакты, читайте в статье: как работает реле в автомобиле.

Управляющий ток от реле передается с рулевой колонки на руль через плавающий контакт. Он может быть один, а может и два. Данные контакты трутся о специальное токопроводящее кольцо, встроенное в руль в месте его крепления к рулевому валу. Благодаря тому, что контакты подпружинены, они постоянно прижаты к кольцу, обеспечивая передачу тока в рулевое колесо в любом его положении.

Дальше напряжение по короткому проводу передается на кнопку и при ее нажатии электрическая цепь замыкается на «массу» – сигнал включается. Теперь о неисправностях, которые могут случиться в рулевом колесе.

ВНИМАНИЕ! Все работы, связанные с разборкой рулевого колеса на автомобилях с подушками безопасности, лучше доверить автосервису. Неквалифицированные действия могут вызвать срабатывание подушки, что может привести к травмам, опасным для жизни!

– Истертые контакты

Прижимные контакты на рулевой колонке трутся о контактное кольцо при любом движении рулем и со временем истираются. Рано или поздно может настать момент, когда они уже не достанут до контактного кольца на рулевом колесе и тогда нажатие кнопки сигнала ни к чему не приведет. Чтобы избежать этого, во время снятия руля для какого-либо ремонта необходимо смазывать контакты и кольцо на руле токопроводящей смазкой, например, графитовой. Подобная обработка уменьшит трение контактов о кольцо и продлит срок их службы.

– Изношенное контактное кольцо

Точно такая же неисправность может постичь и токопроводящее кольцо в руле. Оно так же может истереться и привести к отказу сигнала. Метод борьбы тот же – смазка.

Износ прижимных контактов или контактного кольца имеют коварное свойство: из-за неравномерного износа, контакт может пропадать только при определенных положениях руля. Например, при движении прямо сигнал работает, а в повороте – нет. Подобные симптомы практически всегда однозначно указывают на проблемы в контактной паре «рулевая колонка – руль».

Читайте так же:
Автоматический выключатель декрафт 100а

Изношенные контакты и кольцо в руле, как правило, нельзя отремонтировать. Поэтому самый лучший выход замена указанных элементов на новые.

– Окислившиеся контакты внутри руля

Еще одна «рулевая» проблема – окисление внутренних контактов. Из-за большого количества окислов, достаточное количество тока не может пройти через контакты внутри руля и звуковой сигнал молчит. Нужно разобрать рулевое колесо и зачистить контакты.

схема подключения звуковых сигналов

схема подключения звуковых сигналов

Отказ реле звукового сигнала или проводки

Следующая группа причин неисправности звукового сигнала – перебитая проводка или отказавшее реле. Провода в цепи питания сигнала могут быть элементарно перебиты, пережаты или даже отключены во время проведения серьезного ремонта. Часто при обратной сборке провода подключают неправильно или вообще не подключают. Убедитесь, что все провода, ответственные за работу сигнала, подключены верно. На ряде автомобилей звуковой сигнал расположен слишком низко, из-за чего в переходные времена года он оказывается в слякоти и воде. Добавляются сюда и смеси, которыми посыпают дороги от гололеда зимой. В таких условиях могут окисляться клеммы на самом сигнале и даже отгнивать провода. Проверьте это место.

Если на вашем авто есть реле включения звукового сигнала, то стоит его проверить. Найдите, где находится это реле, используя полную электрическую схему вашего автомобиля, и проведите эксперимент: нажмите на кнопку сигнала и послушайте. Если реле щелкнуло, значит, оно наверняка исправно. Молчит – нужно проверять наличие напряжения при нажатой кнопке на управляющих контактах реле.

Отказавший звуковой сигнал

Если реле все же щелкает, проверяем наличие напряжения на самом сигнале. Здесь придется действовать с помощником: один держит кнопку сигнала, а другой проверяет напряжение. Проверку можно производить обычной контрольной лампочкой или мультиметром, что надежней. Мультиметр способен показать слабое напряжение, что будет являться признаком сильно окислившихся контактов в цепи питания сигнала или короткого замыкания.

Если напряжение приходит, «массовый» провод сигнала не имеет окислов и надежно соединен с кузовом, а сигнал молчит, значит, он сгорел. В этом случае, как правило, «бибикалку» приходится заменять.

Ремонт звуковых сигналов на автомобилях ВАЗ различных модификаций

Звуковые сигналы, как таковые, не относятся к наиболее сложным элементам автомобиля, однако от их исправного состояния, в немалой степени, зависит безопасность движения и возможность избежать аварийных ситуаций. Как бы то ни было даже при всей своей простоте конструкции звуковой сигнал (в том числе и на различных модификациях ВАЗ) может перестать работать и при возникновении такой неприятной ситуации с проблемой, чаще всего, удается справиться своими силами, достаточно иметь под рукой соответствующую схему и следовать нескольким несложным рекомендациям.

В общем случае схемы подключения звукового сигнала на ВАЗ «классического» ряда и на последующих переднеприводных моделях достаточно схожи и основные отличия касаются маркировок реле, а также расположения предохранителя. Кроме всего прочего на наиболее ранних вариантах ВАЗ (2101, 2102, 2103 и ряд модификаций 2106) в электрической схеме звукового сигнала, наличия разгрузочного реле, вообще, не предусмотрено.

Схема звукового сигнала ВАЗ без реле

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Предохранитель (один на два сигнала), расположенный в блоке предохранителей;
  3. Выключатель звукового сигнала в виде кнопки на руле;
  4. Генератор.

Схема звукового сигнала ВАЗ (2104 – 2107, а также 2121) с реле

  1. Аккумуляторная батарея;
  2. Генератор постоянного тока;
  3. Общий на два сигнала предохранитель (размещенный в блоке предохранителей);
  4. Управляющее реле (как правило, РС-528).

Схема звукового сигнала на ВАЗ «Самара» (2108, 2109, 21099), а также на ВАЗ 2113 — ВАЗ 2115

Схема звукового сигнала для ВАЗ 2110 – ВАЗ 2112, а также всех существующих модификаций

1.Универсальный звуковой клаксон;

2.Клавиша управления сигналом размещенная на руле;

3.Предохранитель в монтажном блоке (реле, опять-таки, отсутствует).

Читайте так же:
Какой провод разрывается выключателем

Схема подключения звукового сигнала на ВАЗ «Калина» и ВАЗ «Приора»

  1. Монтажный блок с предохранителем и реле (в документации его иногда иначе называют блоком управления и комфорта);
  2. Клавиша управления звуковым сигналом;
  3. Универсальный звуковой сигнал.

Возможные причины отказа звукового сигнала и методы устранения

Наиболее частой причиной пропадания звукового сигнала кроется в несовершенстве его конструкции и слабой защищенности от попадания влаги и загрязнений. Иначе говоря, в процессе эксплуатации происходит окисление контактов, а также блокирование звуковой мембраны (вследствие чего отсутствуют колебания и необходимый звуковой эффект). Подобные отказы, нередко удается устранить, внеся в сигнал небольшое количество состава WD – 40 или его аналога, но для того, чтобы достичь гарантированного и длительного результата рекомендуется, все же, разобрать сигнал и клавишу управления с целью выполнения более тщательной очистки.

Кроме всего прочего на автомобилях оборудованных двумя сигналами (как правило, они разной тональности) при выходе из строя одного из элементов происходит значительное ослабление выходной звуковой мощности и тут уж придется определять отказавший сигнал и менять его. Кстати, многие сигналы снабжены специальными органами регулировки и в случае появления хрипов, скрежета и прочих посторонних звуков можно улучшить качество звука вращением настроечного винта. Так же его вращением можно попробовать сорвать «закисшую» мембрану.

Устранение неисправностей электрической схемы

при полном отсутствии сигнала:

— Проверяем наличие и состояние «массы», а также питающего напряжения непосредственно на сигнале (необходимо учитывать то, что на ранних моделях ВАЗ «плюс» «висит» постоянно, а управление осуществляется замыканием «минуса»). При наличии устойчивого плюса и появлении минуса при замыкании клавиши – неисправен сам сигнал и его следует поменять.

— Проверяем питающее напряжение на участках цепи с предохранителем, силовым реле и монтажного блока в целом;

— Оцениваем состояние контактов и общей «массы» кнопки управления и устраняем все следы окисления.

Сигнал периодически пропадает, и при звучании прослеживаются посторонние звуки:

— Выполняем отладку при помощи регулировочного винта.

При проворачивании рулевого колеса сигнал начинает звучать самопроизвольно:

— Скорее всего, неправильно установлен подрулевой переключатель (слишком близко к рулевому колесу);

— Как вариант, происходит замыкание массы на рулевой колонке (по цепи управления сигналом).

Рено Логан — не работает звуковой сигнал Как снять и отремонтировать подрулевой переключатель?

На Рено Логан (год выпуска 2011) перестал работать звуковой сигнал (клаксон). Вероятнее всего, что проблема возникла в подрулевом переключателе.

Как снять подрулевой переключатель и восстановить работу звукового сигнала?

На моем Рено Логан со временем перестал работать звуковой сигнал, но отказывался работать не совсем, а в определенных положениях подрулевого переключателя. При включенных фарах ближнего света клаксон не работал, но стоило свет выключить, как работа его возобновлялась. Также сигнал работал нормально, если был включен поворотник. Все это дало основание сделать заключение, что причина нестабильной работы клаксона кроется именно в подрулевом переключателе.

Решений напрашивалось два:

1) заменить переключатель полностью;

2) попытаться отремонтировать его самостоятельно.

Но в любом случае требуется снимать и разбирать переключатель. Набравшись решимости и вооружившись необходимым инструментом, приступил к работе самостоятельно.

Для снятия потребовались следующие инструменты:

• ключ TOPX T-20 (или отвертка с удлинителем не менее 10 см и битой T-20);

• отвертка с крестообразным наконечником.

В дальнейшем для ремонта понадобился паяльник с паяльными принадлежностями (канифоль, припой и кусок провода).

Чтобы добраться до переключателя нужно открутить два самореза отверткой Т-20 в пластмассовом кожухе на рулевом колесе.

Подсказка: не пытайтесь найти саморезы, шаря отверткой горизонтально в глубине отверстий — их там нет. Саморезы расположены вертикально и, соответственно, инструмент держите параллельно торцевой стенке кожуха.

После того, как саморезы будут выкручены (не бойтесь их потерять, они со своих мест никуда не денутся, а так и останутся в своих гнездах), разъединяем верхнюю и нижнюю части кожуха и откладываем в сторону.

Читайте так же:
Концевой выключатель trojan 5

После снятия кожуха откроется следующая картина:

Чтобы иметь возможность подобраться к винтам, нужно повернуть рулевое колесо влево на 90° относительно нейтрального положения и крестовой отверткой отвернуть оба винта, после чего можно снимать сам подрулевой переключатель, потянув его с небольшим усилием влево.

Затем нужно переключатель отсоединить от колодки с проводами, для чего надо нажать на два пластиковых зажима по бокам колодки.

Теперь можно переходить непосредственно к осмотру и ремонту. В результате осмотра выявлен сломавшийся провод, который и был заменен с помощью паяльника.

Почему происходит обрыв провода Вы поймете, посмотрев видео в конце статьи. Там же показана последовательность работ.

Времени на работу потребовалось около часа и обошлась она без каких-либо финансовых издержек, в то время как стоимость переключателя колеблется от 2 тысяч рублей (сторонние изготовители) до 8 тысяч (оригинал).

Если Вы все же по каким-то причинам предпочтете замену ремонту, то при выборе обратите внимание на соответствие количества проводов в переключателе.

Отсутствие некоторых из них приведут к неправильной работе — например, могут не включаться задние противотуманные фонари или что-то еще.

Что делать, если не работает кнопка сигнала на руле ВАЗ

Основная функция звукового сигнала автомобиля заключается в дополнительном оповещении/предупреждении иных участников дорожного движения о возможном создании потенциально опасной ситуации.

Вовремя данный звуковой сигнал способен предупредить пешехода, велосипедиста, другого автовладельца о том, что существует высокая вероятность ДТП.

По этой причине работоспособность кнопки автомобильного сигнала очень важна, а на территории Российской Федерации вообще запрещается эксплуатация транспортных средств с подобной неисправностью.

Что может стать причиной несрабатывания кнопки сигнала на руле автомобиля ВАЗ?

Часть возможных причин неисправности можно обнаружить в подкапотном пространстве:

  • Плохой контакт или отсоединение клемм, ведущих к сигнальным системам транспортного средства. Необходимо выполнить визуальную проверку их состояния.
  • Вышел из строя предохранитель или перемычка, расположенные в специальном блоке под капотом авто. Узнать отвечающий за сигнал элемент можно с помощью изображенной схемы, размещенной в том же отсеке.
  • Перестали работать сами сигналки. Для их проверки требуется выполнить подсоединение проводов непосредственно к АКБ машины.
  • Еще одна причина отсутствия сигнала может крыться непосредственно в
    самой кнопке руля. Практически всегда это является следствием неисправности сигнального контакта, расположенного под рулевым колесом.

Как снять и отремонтировать кнопку сигнала на руле на примере ВАЗ 2107

Выполнить самостоятельный ремонт кнопки сигнала на руле ВАЗ 2107 не составит большого труда.

Как разобрать руль ВАЗ 2107

Разбираем руль ВАЗ

Чистка контактов сигнала в руле ВАЗ

Какие детали сигнала надо проверить на руле ВАЗ

Как открутить руль ВАЗ

Чистка контакта сигнала на ВАЗ

Для этого достаточно ознакомиться со следующей инструкцией:

  1. Изначально рекомендуется отключить массу с аккумулятора, так как предстоящая работа связана с электрикой. Это исключит вероятность появления короткого замыкания.
  2. Для снятия верхней крышки рулевого колеса понадобится открутить с внутренней стороны два болта, воспользовавшись крестовой отверткой.
  3. Сам руль демонтируется с помощью рожкового или обычного ключа на 24, которым откручивается фиксирующая гайка. Для окончательного снятия этой части потребуется выполнить качающие движения в разные стороны с одновременным давлением в свою сторону.
  4. После снятия рулевого колеса можно обнаружить специальный контакт, который следует зачистить от окислений/загрязнений и подогнуть, если он расположен неправильно.
  5. Вся конструкция собирается в первоначальное состояние в обратной последовательности.
  6. Выполняет проверка работоспособности системы.

Иногда, при постоянном/частом давлении на сигнальный контакт, язычок этого элемента может поломаться.

Некоторые автовладельцы предпочитают восстанавливать его целостность с помощью пайки. Но это дает только кратковременный результат.

Наиболее эффективное решение — замена подрулевого переключателя:

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector